Сегодня на уроке

Главная » 2012 » Ноябрь » 3 » О себе
18:05
О себе


Ведущая идея моей учительской деятельности enlightened

Каждый ребёнок одарён, нельзя оценивать величину дара через конкретные оценки успеваемости по предмету. Важно найти хрупкий росток одарённости и помочь взрастить успешную личность, умеющую хорошо ориентироваться в современных динамичных условиях жизни, находить своё место в ней и быть полезным не только обществу, но и быть удовлетворённым своей деятельностью.

Практическое обоснование педагогических решений enlightened

Подход к обучению и воспитанию должен быть многоликим, то есть разноуровневым (дифференцированным) и разносторонним (личностно-ориентированным), именно многогранность подходов может позволить не только обнаружить росток одарённости (диагностирование), но и способствовать процессу его развития, становления и последующей самореализации личности. Реальность современного мира такова, что человеку для успешности необходимо развить такие качества как гибкость и постоянное стремление к саморазвитию. И школа – именно то место, где ребёнок должен развить данные жизненно необходимые качества. Сегодняшняя педагогика условно делится на традиционное направление (знаниевое) и развивающее (практико-ориентированное). Традиционная педагогика позволяет успешно сдать Единый Государственный Экзамен, а развивающая способствует лучшей адаптации человека в дальнейшей жизни. Сколько примеров в нашей жизни, когда «троечники» добивались более значимых успехов в самореализации, а «отличники» оказывались неприспособленными, как тепличные росточки, чудесные, но не способные к самостоятельному выживанию. Практико-ориентированная педагогика является именно тем направлением, которое способствует развитию именно тех качеств личности, которые позволят ученику не растеряться в динамично изменяющихся условиях современного мира. Учитель, работающих в данных условиях должен не только быть эрудированным в знаниевой части своих дисциплин, но и владеть большим количеством разных развивающих технологий. В моей педагогической копилке, например, огромное количество разнообразных лабораторных работ: с микроскопами (световые и компьютерный); с обитателями из «Живого уголка» (моллюски, черви, рыбки, птицы, крыса, мыши, хомяки); с гербариями растений, с приборами компьютерного измерительного блока (датчики давления, пульса, частоты дыхания и др.); с муляжами, скелетами, мумифицированными натуральными объектами; горными породами и минералами… Я никогда не подменяю работу с реальными объектами на работу с иллюстративным материалом, что характерно в последнее время для большого количества учителей естественных дисциплин. На уроках географии много практических работ с топографической картой, компасами, профильными и геологическими разрезами, картографирование; мы работаем на реальной местности по темам: «Составление плана школы», «Природный комплекс», «Экология родного края» и затем обрабатываем материалы в камеральных условиях. На своих уроках я широко применяю информационные технологии и использую их всевозможные ресурсы и продукты. 

Много лет использую в своей работе метод проектов, у меня отработан авторский системный подход к обучению данной методике. Данная система ведётся как через уроки географии и биологии, так и посредством элективных курсов: «Природопользование», « Исследовательская деятельность», «Геончик – школа картографии для начальной школы». По данной теме у меня были публичные выступления на городских педчтениях в 2008 году, на областном семинаре в издательстве «Аст-пресс» 17 декабря 2008г., есть публикации в издании «Проба» и в интернете. 

Анализируя практическое обоснование своих педагогических решений, я делаю вывод, что в моей деятельности преобладают технологии развивающие (личностно – ориентированные) над традиционными (знаниевыми). Знаниевая педагогика, отодвигаясь по сути на второй план, не отвергается полностью, так как развитие должно иметь прочный фундамент, основой которого являются знания. Для глубокого усвоения эмпирических знаний я использую тестовые задания (по типу ЕГЭ), контрольные работы «вопрос - развёрнутый ответ», электронные тренажёры, фронтальный опрос, экспресс-контроль (карточки-шаблоны), логические задания из арсенала методик Технологии критического мышления (диаманта, синквейн, кластер, эссе, мозговой штурм). Особое место в своей деятельности я уделяю индивидуальной работе с учениками, которые принимают активное участие в олимпиадах, научно-практических конференциях и различных конкурсах. Данные занятия провожу в форме консультаций, тренингов, круглого стола, открытых трибун. На индивидуальных занятиях царит атмосфера сотрудничества, поэтому здесь я не только учу, но и учусь сама у своих учеников.

Методико-организационные условия работы enlightened

Здесь я выделяю 3 важных направления: квалификация учителя, отбор технологий и оснащение рабочего кабинета. Направление 1: Подготовка учителя - как главное условие для организации качественного процесса обучения. Постоянно занимаюсь самообразованием, использую различные информационно-коммуникационные средства, ежедневно отслеживаю новости и информацию об опыте коллег из других регионов посредством интернет-канала. Постоянно поднимаю свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации: 1. «Обучение и развитие одарённых детей. Технология междисциплинарного обучения» (Удостоверение №208, Москва 12-17 ноября 2007 г.); 2. «Обучение тьюторов для подготовки педагогов к проведению ЕГЭ по географии» (Удостоверение №2275, Екатеринбург 19-29 ноября 2007 г.); 3. «Информационная культура педагога» (Удостоверение рег.№ 5633, Екатеринбург 22 ноября-13 декабря 2007); 4. «Психолого-педагогические основы профессионального мастерства педагога-воспитателя» (Сертификат рег.№1283/07, Екатеринбург УрО РАО 11 декабря 2007 г.); 5. «Партнёрство в образовании» (Сертификат ЕК 012-013, база учебного центра Microsoft «Академия учителей» при ГОУ ДПО «ИРРО свердловской области» 13 декабря 2007 г.); 6. «Инновационные процессы в школе и обеспечение научно-методического сопровождения инновационных процессов в современных социокультурных условиях» (Удостоверение рег.№6491, Екатеринбург ФПК ГОУ ВПО 18 октября – 28 ноября 2007 г.); 7. «Мониторинг и качество образования в условиях перехода ЕГЭ по биологии в штатный режим в 2009г.» (Удостоверение №764, Екатеринбург 20-31 октября 2008 г.); 8. «Инновационные технологии» (Сертификат №1/4 от 17 декабря 2008 г. ЦПК «Центр «Учебная книга» Екатеринбург). 9. «Методологические, технологические и содержательные аспекты экологического образования» (Удостоверение рег. №8227, Екатеринбург, ИРРО 12-23.10.2009г.). Направление 2: Отбор учителем наиболее приемлемых для него и его учеников технологий обучения. 1 технология развития образного мышления 2 информационно-коммуникативные технологии 3 проектно-исследовательские технологии 4 технологии критического мышления 5 концепция экокультурного пространства 6 технология естественнонаучного познания мира 7 технология развивающего обучения 8 эффективные развивающие элементы традиционного обучения, позволяющие развить более яркую индивидуализацию и саморегуляцию у учащихся 9 создание «ситуации успеха» 10 гуманизация как основополагающая идея современного образования Направление 3: Материально-техническое оснащение кабинета – как средство реализации процесса обучения. На базе кабинета биологии и географии установлен компьютер с подключением к интернет-каналу, DVD-RW, мультимедиа-проектор, интерактивная доска «StartBoard», принтер и световой компьютерный микроскоп с цифровой видеокамерой, набор для компьютерной диагностики на уроках биологии и географии. Техника используется абсолютно на каждом уроке, причём в большей степени самими учащимися. Используется разнообразное оборудование для обучения, контроля, получения информации, оформления работ, проведения исследований. Мною создана огромная медиакопилка (более 300 наименований!) электронных пособий, электронных учебников, интерактивных работ, видеоматериалов ВВС и «Золотого глобуса». Велик и банк детских электронных работ (около 200!). В кабинете есть все карты, таблицы, модели, гербарии, коллекции, иллюстрации, лабораторная посуда. В паспорте кабинета перечень более тысячи наименований различного оборудования по всем темам учебных курсов, к каждому уроку есть всё необходимое. Рабочий кабинет на 100% оснащён в соответствии с современными требованиями к специализированным кабинетам биологии и географии.

Успех работы enlightened

Достижения и успешность моих учеников. Мои выпускники в настоящее время успешно работают в медицинских, образовательных и других учреждениях нашего города. Две моих ученицы закончили географо-биологический факультет УрГПУ и работают педагогами образовательных учреждений города. Приведу данные из мониторинга за последние три года. Поступили и обучаются в Уральской медицинской академии шесть человек, шестнадцать в Медицинском колледже; один в Магнитогорском Университете на экологическом факультете, один в Санкт-Петербургской ветеринарной академии, пятеро в Институте туризма, двое в Уральской горной академии. Позитивная динамика общей успеваемости учащихся по итогам учебного процесса такова: за последние три года процент качества образования по моим предметам стал выше (с 75% до 82 % по географии и с 78% до 86% по биологии). Результаты промежуточной и итоговой аттестации имеют стабильную динамику повышения качества обучения. Средний показатель по всем классам составляет 8,2% по географии и 10,1% по биологии. Абсолютно во всех классах 100% успеваемость и положительная динамика роста качества образования. Средняя амплитуда показателей прироста качества, между двумя точками измерений по данным мониторинга, составила - 14,4%: от 4,8% - минимального показателя (от начального до промежуточного контроля по географии в 8 классе) до 19,2% - максимального показателя (от промежуточного до конечного контроля по биологии в 11 классе). Ежегодно мои ученики становятся призерами и победителями городских, областных и региональных этапов олимпиад по географии, геологии, биологии, экологии, краеведению, а также в научно-практических конференциях. Предметные олимпиады провожу в октябре на школьном уровне, где принимают участие 6-11 классы (100%). Ученики принимают активное участие в разнообразных интеллектуальных конкурсах, играх, мероприятиях: «Экомарафон», «День птиц», «День Земли», «В гостях у горного короля». Результаты участия моих учеников в конкурсной программе «Юные интеллектуалы Среднего Урала» за последние три года имеют очень высокие показатели. За три последних года: По географии в городских олимпиадах 5 первых мест, 3 вторых места, 1 третье место, в областных олимпиадах 1 пятое место (призёр), в региональном туре (УрФО) 2 вторых места. По биологии в городских олимпиадах 4 первых места, 3 вторых места, 4 третьих мест, в областных олимпиадах 1 шестое место (призёр), в региональном туре (УрФО) 1 второе место. По геологии в городском туре 6 первых мест, 2 вторых мест. По краеведению в городском туре 1 первое место, 1 третье место. По экологии в городском туре 4 первых места, 1 второе место, в областном туре 1 второе и 1 четвёртое место. Участие в научно-практических конференциях на городском этапе 2 первых места (по географии), 5 первых (по экологии), на региональном этапе (УрФО) 1 первое место (конкурс проектов по ТЭК), 1 второе место (по экономической географии), 2 четвёртых места (по экономической географии). Число призеров на олимпиадах и научно-практических конференциях за последние учебные годы остается стабильно высоким. Мои ученики принимают активное участие в конкурсных мероприятиях Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». О результативности моей работы свидетельствуют показатели участия образовательного учреждения в городских, областных и региональных мероприятиях естественнонаучного направления: за три года мои ученики участвовали в городских, областных и региональных конкурсах. Проект по теме «Красногорская ТЭЦ: перспективы развития» (Мильков Даниил) занял 1 место в УрФО на конкурсе исследовательских работ, организованным ТГК-9 по направлению «ТЭК». Научно-исследовательский проект «Освоение Российского Севера» (Тимофеева Юлия и Суворков Кирилл) на 44-ой Уральской конференции НОУ занял 4 место в УрФО, а предоставленный проект «Качество жизни в Свердловской области» (Тимофеева Юлия) на 45-ую Уральскую конференцию НОУ занял 2 место в УрФО и был опубликован в сборнике «Юный исследователь» выпуск 13 УрФО г.Челябинск, 2009 . Проекты «Выявление плесени» (Карабут Радмила) получил 2 место в области в 2010г., «Биотестирование почв» (Карабут Радмила) - 4 место в 2009г. и оба были выдвинуты на отборочный тур Всероссийской олимпиады по экологии. Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в школьном туристко-краеведческом слете «Майская поляна». В 2006-2007 учебном году школа заняла 1 место в городской краеведческой олимпиаде и 1 место в городской геологической олимпиаде. Учащиеся принимают активное участие в городских эколого-краеведческих мероприятиях Детского эколого-биологического центра и Детского краеведческого центра, становятся призёрами конкурсов. 2 место - «Экологическая газета» (объединение «Юный эколог»). 3 место - «Эко - плакат» (Андреев Костя). 2 место - «Природа родного края глазами фотографа» (Дорошенко Настя). 2 место - «Мы в ответе за тех, кого приручили» (объединение «Мой край»). 1 место - «Геологический кроссворд» (Коськин Сергей). 1 место - «Краеведческая сказка» (объединение «Мой край»). 1 место - «50 лет космической эре» (группа 5 классов). Мои успехи отмечены грамотами и благодарственными письмами. Грамоты и Благодарственные письма Дома детского и юношеского туризма и экскурсий за активное участие в неделе геологии в 2006 и 2007гг, за подготовку учащихся-призёров олимпиады по геологии в 2006 и 2007гг, и по краеведению в 2006г. Благодарственные письма Начальника Управления образования города за подготовку учащихся, занявших I место в городской НПК в 2007г., 2008г., 2009г., 2010г. Благодарственное письмо Начальника Управления Образования города за участие в городских педагогических чтениях в 2007г., 2008г., 2009г. Грамотой городского комитета Профсоюзов работников Народного Образования и Науки РФ в 2006г. Благодарственные письма Главы города за подготовку дипломантов областного и регионального Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» по географии в 2007г. и по географии и биологии в 2008г. и 2009г., по экологии в 2009г. и 2010г. Благодарственное письмо Директора ГБОУ СО «Дворец Молодёжи» г.Екатеринбурга за подготовку призёра 3 Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009г. и в 2010г.

Выводы enlightened

Одарённость дана каждому от корней своих, поэтому считаю, что главными задачами каждого педагога является открытие и развитие этого дара у учеников. Мастерство учителя и состоит в том, чтобы увидеть то, чем одарен конкретный ребёнок, и помочь ему развить свой дар, с помощью которого он сможет увидеть свои величайшие возможности.

Просмотров: 450 | Добавил: BOSYarik | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0